Модель психологической службы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, состояние и динамика развития российского образования диктуют необходимость совершенствования психолого-педагогического, медико-социального обеспечения образовательной деятельности с учетом вызовов нашего времени.

Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищённость, самореализация, уважение. Вместе с тем, современные научные исследования констатируют рост числа детей с проблемными вариантами развития. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп. Растут запросы на оказание психологической помощи со стороны родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, запросы на психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, создание условий сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, создание комфортной и безопасной образовательной среды, психолого – педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями будет способствовать реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.

Модель психологической службы в МКОУ «Верхнеимбатская СШ» создана с целью обеспечения эффективной деятельности психологической службы и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психологической службы:

 

Федеральный уровень

  • Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
  • План мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
  • Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
  • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Региональный уровень

  • Организационно-функциональная модель психологической службы в системе образования Красноярского края, утвержденная министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г;
  • План мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 г., утвержденный министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г.

 

Кадровый состав психологической службы

Профессиональную деятельность  службы осуществляют:

  • педагог-психолог –   1  штатная единицы;
  • учитель-логопед;  
  • социальный педагог – 1 штатная единицы;
  • учитель-дефектолог;
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • заместитель директора по  воспитательной работе;

Структура  психологической службы

  • психологическая служба;
  • психолого-педагогическая группа;
  • служба медиации;

Модель психологической службы включает в себя следующие компоненты

  1. Целевой компонент.
  2. Структурно-функциональный компонент.
  3. Содержательно-технологический компонент.
  4. Управленческий компонент.
  5. Оценочно-результативный компонент.

Структурно-функциональный компонент

№ п/п

Наименование структуры Центра

Направление деятельности

1

Психологическая служба

Создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

2

Психолого-педагогическая группа

Одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения

3

Служба медиации

Структура, созданная в школе и состоящая из специалистов, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении.

В целях создания комплекса психологического сопровождения, способствующего успешной социализации детей в обществе психологической службой осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями Туруханского района.

Цель: осуществление эффективного межведомственного взаимодействия с организациями и учреждениями других ведомств:

№ п/п

Наименование организаций, с которыми выстраивает внутриведомственное, межведомственное взаимодействие школа

1

Управление образования администрации Туруханского района

2

МКДОУ «Светлячок»

3

Отдел опеки и попечительства Туруханского района

4

КГБУЗ «Туруханская РБ» (Верхнеимбатская врачебная амбулатория)

5

КГКУ «Центр занятости населения Туруханского района»

6

Дом культуры с. Верхнеимбатск

7

КДНиЗП Туруханского  района

8

Отдел МВД России по Туруханскому району, инспекция ПДН

Содержательно-технологический компонент

К основным направлениям деятельности психологической службы относятся:

  • Психологическое просвещение - направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
  • Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психодиагностическая работа – психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

  • Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие на процесс формирования личности ребенка.
  • Консультативная работа -  заключается в оказании помощи учащимся подросткового и юношеского возраста, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений и носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
  • Организационно-методическая работа - анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической  литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; супервизорство; посещение совещаний, методических объединений; оформление кабинета.

Управленческий компонент

  • Общее управление психологической службой осуществляет директор школы;
  • управление психологической службой осуществляет руководитель службы;
  • управление ППк осуществляет председатель консилиума (заместитель председателя ППк);
  • управление ШСМ осуществляет руководитель службы медиации.

Руководители направлений обеспечивают функционирование и эффективное взаимодействие специалистов  психологической службой школы.

Оценочно-результативный компонент

Основными формами оценки деятельности психолого-педагогической службы является:

  • мониторинг наличия ресурсов и деятельности психолого – педагогической службы;
  • повышение квалификации уровня специалистов сопровождения;
  • рефлексивно-аналитические и диагностические мероприятия;
  • планы работы специалистов на учебный год;
  • отчет специалистов за учебный год.

Результатами деятельности психологической службы являются: 

  • наличие и функционирование психологической службы;
  • систематическое повышение квалификации специалистов;
  • удовлетворенность получателей психолого-педагогической помощи качеством предложенных мер по разрешению заявленных проблем, их результативностью.

Целевой компонент

Цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:

  • обеспечение доступности психолого-педагогической помощи детям;
  • обеспечение качества психолого-педагогической помощи детям;
  • совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;
  • развитие межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;
  • совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования;
  • реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей раннего и дошкольного возраста;
  • участие специалистов в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
  • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
  • сотрудничество специалистов с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров, содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
  • содействие в позитивной социализации детей;
  • организация мероприятий по выявлению, профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;
  • психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
  • психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

Целевые группы, в отношении которых обеспечивается адресная психологическая помощь

  • Дети и подростки, обучающиеся в школе.
  • Родители (законные представители) обучающихся, с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития.
  • Педагоги и специалисты школы.
Наверх